Лучшее на сайте
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"
17 способов повысить мотивацию сотрудников
Что такое Реклама?
Банк эмоций
ДТП с участием автомобиля Лендровер и коровы
  Главная | Бизнес технологии | Франчайзинг | Караул, воруют!

Можно ли безнаказанно позаимствовать концепцию и технологию работы франчайзера? Стоит ли продолжать платить за обладание тем знанием, которое не является чем–то уникальным?


Ответы на эти вопросы постоянно подкидывает сама жизнь. Воровать — как известно, нехорошо. Но ведь нет смысла и в покупке «секретов Полишинеля»!   Украсть, как известно, можно все. Ну, или почти все. Надо сказать, что эта проблема — головная боль всех франчайзеров во всем мире. Поэтому всё чаще и чаще звучат слова ветеранов рынка о том, что надо с особым пристрастием относиться к отбору будущих франчайзи и строить нормальные партнерские отношения. Нужно постоянно работать над своей системой, делать ее все более удобной и выгодной для сотрудничества, и только это может служить гарантией стабильной и плодотворной работы всей сети и каждого предприятия в отдельности.

— Это верно еще и потому, что законодательно ноу–хау франчайзера защищено очень слабо, — отмечает Татьяна Никипелова, руководитель отдела разработок франшиз «Магазина готового бизнеса». — Даже если франчайзер достаточно продуманно построил систему, предусмотрел почти все неприятности на своем пути, это не гарантирует его от досадных сюрпризов. Все равно он может обязать франчайзи сохранять конфиденциальность переданной документации и информации во время действия договора и в течение некоторого срока после. Но франчайзи уже приобрел эти знания, и нет законодательных инструментов, которые могут заставить его не использовать их в последующей деятельности.

Гарантией защиты ноу–хау франчайзера мог бы стать запрет для франчайзи заниматься тем же видом деятельности, что и во франчайзинге, в течение определенного времени после прекращения договора. Однако сегодня ни одно законодательство ни одной из стран не предоставляет франчайзеру такой возможности. Более того, законодательство некоторых стран, согласно «Руководству по франшизе» Всемирной организации интеллектуальной собственности, предусматривает право свободного использования технологий и ноу–хау. Что касается нашей страны, то только летом 2004 года был принят Федеральный закон о коммерческой тайне. Таким образом, если франчайзер хочет, чтобы его ноу–хау было защищено, на данный момент это единственный инструмент. Необходимо, чтобы в отношении передаваемых документов, содержащих конфиденциальную информацию, был оформлен режим коммерческой тайны как в самой головной компании, так и на предприятии партнера. Рационально, чтобы такое требование было включено в договор в качестве обязанности сторон.

Зачастую договоры предусматривают полный демонтаж признаков фирменного (корпоративного) стиля, вывески и переоборудование помещения таким образом, чтобы оно не напоминало действовавшее франчайзинговое предприятие. Однако невозможно ограничить своего бывшего партнера в виде деятельности после прекращения существующего договора. К тому же приобретенное оборудование является собственностью франчайзи, и он вполне может продолжать его использовать. Франчайзи может быть как изначально «недобросовестным» приобретателем франшизы, так и вполне «добросовестным» на первоначальном этапе работы, но со временем решившим, что он способен обойтись и без франчайзера. Именно потому, что приобрел навыки и опыт работы.
Важный ингредиент

В большинстве случаев очень хорошо защищен от поползновений со стороны производственный франчайзинг. Дело в том, что чаще всего франчайзер поставляет специальный ингредиент, без которого изготовление невозможно даже после передачи оборудования и технологии. Классика жанра — производство безалкогольных напитков, например Coca–Cola, Pepsi, Schweppes. Партнеры, розливочные компании, получают от «королей газировки» концентраты, состав которых хранится в глубоком секрете вот уже много лет. Кстати, патент — это тоже палка о двух концах: например, формула «Кока-Колы» не была запатентована, и, по всеобщему убеждению экспертов, именно это и дало возможность защитить ее от раскрытия.

А вот если особого секрета в производственной цепочке не наблюдается, владельца франшизы могут ждать пренеприятнейшие сюрпризы. Например, уже два франчайзи «сделали ручкой» компании «У Палыча», которая предлагает франшизу для производства мясных полуфабрикатов, кондитерских изделий, выпечки, салатов и т. д. Наладив процесс, они просто стали выпускать собственную продукцию, легко отказавшись от брэнда, который пока не слишком хорошо известен в регионах. Кроме технологической цепочки, «Палычу» предложить было особенно нечего, поэтому с ним без сожаления расстались. Гораздо проще дело обстоит у компании «Вимм-Билль-Данн», которая предлагает франчайзи использование собственных торговых марок «Био-Макс», J7, «Рыжий Ап», «Чудо», «100%Gold», а также их логотипа и запатентованных изображений для производства новых серий продуктов. Здесь самым главным преимуществом можно назвать мощную рекламную поддержку продукции, которая делает ее изготовление более выгодным, чем выпуск и раскручивание собственных марок.

Есть и другие «наживки» для франчайзи, не дающие им сорваться с крючка. Например, «Национальная упаковочная компания „Пагода“» начала продавать права на производство полимерной упаковки под одноименным брэндом, несмотря на критические замечания экспертов. Аргументы против — на рынке упаковки не важен брэнд, скорее, все зависит от технологий (а значит, можно отказаться от пролонгирования договора), а также то, что все сырье для этого производства всегда можно купить на стороне.

Однако руководство «Пагоды» они не смущают. Предложение партнерам исключительно выгодно: вступительный взнос составляет лишь 20 тысяч долларов, что для производственного франчайзинга — сущий пустяк. К тому же «Пагода» предоставляет кредит на покупку оборудования с льготной процентной ставкой, отсрочку платежа на сырье, пресс–формы, технологию производства, эксклюзивные права на поставку полимерной упаковки в супермаркеты Billa и Grossmart. Таким образом, вместе с договором франчайзи получает редкую по нынешним временам возможность приобрести оборудование в кредит, да еще и рынок сбыта.

В некоторых случаях компания заранее знает об уязвимости собственной франчайзинговой схемы, но предпочитает не менять ее по различным мотивам. Так, например, действует «Офис Принт Сервис», которая производит и восстанавливает картриджи под маркой OPS. Ее приоритетная задача — доминирование на рынке Москвы и Подмосковья. Передавая франшизу в регионы, она заранее готова к утрате партнера. Фактически, в этом случае франшиза является для компании не столько средством для продвижения за пределы столицы и ее окрестностей, сколько таким же товаром, что и картриджи.

А вот первый шоколадный франчайзер России «Конфаэль» сильно рискует, стремясь в регионы. Изготавливать шоколадных зайцев, шахматные доски и поясные портреты именинников и лидеров государства могут и там, причем безо всякого участия со стороны генератора этого творческого направления. Тут, как и в истории с картошкой, главное — идея, которая витает в воздухе. Полет фантазии региональных умельцев ничуть не ниже, чем у столичных шоколадных живописцев и скульпторов. Хотя руководство фабрики «Конфаэль» утверждает, что им запатентованы технологии и состав шоколада, использующегося для производства, было бы наивно думать, что это пресечет всякую возможность калькирования идеи на местах. В конце концов, шоколадные зайцы и грибочки украшали даже советские торты, задолго до появления самого слова «франчайзинг»!


 
Лента новостей
12:47
Брэнды VITEK и Maxwell участвовали в проведении праздника «День Москвы-2013»
23:01
В Тюмени обсудили проблемы государственной и бизнес-поддержки искусства
12:40
В Перми на специальном бизнес-инкубаторе обучат молодых предпринимателей
18:36
Литовская "Doleta" украсит стеклом Калининград
11:02
Глава «Рузского молока» не признает обвинений
13:29
Суд отказался восстанавливать лицензию ЧОП Гудкова
06:58
Япония рекламирует «летающие дома»
Все новости 
Информеры
 
Последние темы форума

Потребительский кредит без обе

профессиональная помощь в получении

Базы Казино. Геймблинг базы. Базы

База Авито 2017. Выборки из базы

Абузоустойчивый SMTP сервер в аренду

Самостоятельная регистрация ИП

Максимально выгодный и бескомпромиссно

Перейти к форуму 
Куда жаловаться
Уважаемые предприниматели! О фактах неправомочных действий представителей власти, в случаях угрозы поглощения и нарушения ваших прав, Вы можете сообщать по следующим телефонам "горячих линий"...
Реклама